"Imagine two freight trains colliding, 100 pigs being slaughtered, a whole school of nails on a chalkboard, the world trade centers falling down 8 times, and the Columbia blowing up, all at the same time. That's noisecore."

"I went to a concert, and when my ears started to bleed, I knew a noisecore band was playing" ©


Noisecore -- музыкальное направление, возникшее на punk/hard core сцене приблизительно в начале-середине 80-х годов прошлого века. Многие музыковеды характеризуют noisecore как примитивную антимузыку, появившуюся случайно и на которую не стоит обращать внимания. Однако, вряд ли имеет смысл закрывать глаза на явление существующее уже 20 лет, ведь данный стиль живет по сей день, более того, не смотря на антимузыкальность и крайний экстремизм, даже он подчиняется законам развития, трансформируется в различные формы. Кроме того, noisecore не является однотипным, единообразным стилем, поэтому разные люди понимают под ним довольно разную музыку.

Исходя из этих соображений, и был написан нижеприведенный текст, который является попыткой разобраться в разных формах noisecore и систематизировать оный.

В принципе, термин "noisecore" довольно полно объясняет сам себя. Пожалуй, это один из немногих терминов, применимых к музыкальным стилям, который носит столь конкретный характер. Составная часть "noise" -- [шум] -- явно указывает на шумовой характер музыки, а составная часть "core" [в данном случае, довольно точным будет конкретный перевод - "ядро"] не двусмысленно говорит о том, что эта самая шумовая музыка имеет то, или иное отношение к корневому стилю всей "коровой музыки" - hardcore.

Именно здесь и кроется главное заблуждение на счет noisecore. Заключается оно в том, что чаще всего этот стиль соотносят только с одной из форм hardcore -- экстремальным (шумовым) grindcore.

Однако, для такой музыки есть составной термин grindnoise, хотя он тоже не в полной мере отражает суть noisecore как стиля близкого к grindcore. Мы же постараемся рассмотреть noisecore более полно, ибо если с шумовой составляющей, при всем разнообразии оной, все более-менее понятно, то вот позиционирование данного направления только как околограйндкорового представляется ошибочным.


GRINDNOISE (NOISE GRINDCORE, NOISEGRIND)

Большинство людей, которые в той или иной степени интересуются grindcore, без раздумий скажут, что noisecore -- это грайнд, характеризующейся крайней степенью экстремальности (даже по меркам грайнда), очень грязным, шумным звуком, зачастую предельным уровнем скорости, а также еще более микроскопическими по продолжительности песнями. Иногда такую музыку называют еще и brutal noise, однако это определение не является устоявшимся и в большей степени применимо для шведской сцены.

Возник данный термин одновременно с появлением и становлением собственно grindcore, соответственно временем рождения можно считать середину-конец 80-х годов XX века. Если углубляться в более ранние времена (начало-середина 80-х), то можно обнаружить, что и на так называемой пре-грайнд сцене были команды, звучавшие весьма грязно и шумно. Более того, в дальнейшем некоторые группы, играющие в пограничных grindcore стилях, стали относить к категории grindnoise. Это является не совсем правильным, с точки зрения чистой стилистической классификации hardcore, однако допустимо именно в контексте околограйндкорового noisecore.

Так, например, в некоторых источниках к grindnoise относят японский состав Sabotage Organized Barbarian aka S.O.B., хотя, правильней классифицировать эту группу было бы как grind/thrash core, с большой долей зашумленности в саунде. Мы же не будем погружаться в дебри стилистических разграничений внутри мира hardcore, у нас несколько другие цели. Нужно просто понять, что иногда за термином "grindnoise", может скрываться музыка не только "чисто грайдкоровая", но и формально к ней не относящаяся а, лежащая в пограничных стилистиках. На это необходимо сделать допущение, иначе мы рискуем запутаться в сложных определениях и формулировках, с многочисленными деталями, не имеющими особого смысла, хотя в отдельных случаях (особенно для японской сцены) уточнения необходимы.

Подавляющее большинство первых грайнд-составов представляли собой молодежные группы, практически полностью лишенные приличной материальной базы и соответственно использующие дешевые инструменты, аппаратуру и голый энтузиазм. Так как звучать они хотели очень быстро и брутально, зачастую у таких команд звук получался чисто физически очень грязным и шумным. Именно поэтому львиную долю представителей раннего grindcore можно назвать шумовым grindcore или grindnoise. В этом легко убедиться, если послушать такие группы как Napalm Death (показательными примерами являются все ранние альбомы и записи, включая еще не грайндовый релиз Hatred Surdge 1985 года выпуска), Agathocles с его первыми демо-записями (например, Demo1 1988 года выпуска), Sore Throat (например, демо-запись Nevermind The Napalm 1987 года), S.O.B., (например "живую" запись Noise, Violence and Destroy 1988 года), Fear Of God (по одной из версий, именно этот швейцарский коллектив и ввел в обиход термин "noisecore") и целый ряд других.

Одним словом, к grindnoise можно отнести любой [около]grindcore, который звучит грязно, шумно, при этом в зависимости от устоявшейся предрасположенности конкретной группы к какому-либо подстилю [около]грайнда, необходимо позиционировать приставку "нойз" по большей части, как описание грязного саунда команды, а за ним ставить уже ярлык основной направленности группы. Например, Cripple Bastards, часто скатывающиеся в очень грязное звучание, можно охарактеризовать как noise grindpunk, классических грайндеров Napalm Death (имеются ввиду ранние альбомы по 1989 год включительно) - noise grindcore, а porno/shit/gore команду Intestinal Disgorge, звучащую местами очень шумно - noise goregrind.

Необходимо также выделить довольно большое число так называемых funcore команд (обычно, этот термин подразумевает под собой музыку, близкую к goregrind, но сделанную не в брутальном, а шутливом ключе), которые зачастую включают в свою клоунско-юмористическую музыку элементы noisecore. Яркими примерами такого рода являются Purulent Excretor, Shy Shit, Gronibard, Excrementory Grindfuckers, Pussy Grinder и множество других.

Резюме:

Grindnoise (noise grindcore) не является музыкальным стилем как таковым, а предполагает под собой любую близкую к hardcore/grindcore музыку, где слово "noise" означает грязное, шумное звучание. Источником "noise" зачастую является низкое, не профессиональное качество звука, плохие инструменты и слабый уровень технической подготовки музыкантов, которые либо специально маскируют огрехи исполнения за шумом, либо шум происходит сам собой, от вышеперечисленных факторов. Возможен вариант и осмысленного включения в канву песен элементов noise core, но при этом на основной стилистике групп это обычно не отражается.


"PURE" NOISECORE

Все бы ничего, однако, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь существует большое число команд, которые не попадают под определение "грязного шумного grind (hard core)", но которые пришли к своеобразному шумовому звучанию именно под влиянием hard (grind) core и/или отталкиваясь от него.

Примером тому является австралийская команда 7 Minutes Of Nausea, позже перебравшаяся в Германию, и серьезно повлиявшая на очень плодовитую немецкую noisecore сцену. Еще в 1985 году, они начали искусственно убыстрять и зашумлять свой hardcore, в результате чего, на свет стали появляться довольно странные демо-записи. 7MON весьма плодовитая команда, записавшая и выпустившая довольно много материала. Из наиболее доступного, можно порекомендовать выпущенный в виде официального полноформатного CD группы, сборник ранних демо CHAVO, включающий 5 демо-записи (Harry Dean Suicide, Karens Edge, Does Abstinence Kills, Kokonainen Pois Lupa и Nomad), по которому можно прекрасно проследить, как развивалась эта интересная команда. Собственно изначально, музыка 7MON представляла собой все тот же грязный и шумный hardcore, однако очень быстро команда уловила свою волну и сделала упор на шум, постепенно практически лишая свою музыку структуры, либо упрощая ее до предела. Музыка осознанно стала очень хаотичной, а звучание резким и неудобоваримым для слушателя. Показательна цитата из одной рецензии посвященной 7MON, и которая очень хорошо характеризует эту команду: "Если бы я не был поклонником данного рода стилей (прим. noisecore и noisegrind), услышав 7MON, я бы недоуменно пожал плечами, подумал какого чёрта, испорченная пленка делает здесь, и выкинул бы её в помойку."

Команда существует по настоящее время и продолжает радовать поклонников своим талантом, являя собой пример живой легенды noise core.

Совершенно необходимо еще раз вспомнить, уже обозначенную выше английскую группу Sore Throat. В 1988 году команда реализовала на лейбле Earache Rec. миньон "Disgrace To The Corpse of Sid" , на первой стороне которого были представлены 90 треков в режиме "nonstop" на 23 минуты.

Данного рода материал категорически не попадал в категорию grindcore (пусть даже и раннего) и представлял собой импровизационную, а по большей части даже хаотическую музыку. Все "песни" были объединены в монотонную цельную структуру, с ультра скоростной драм машиной и гитарой, которые составляют своеобразную ритм-секцию. Этот каркас дополнили вокальными экзерсисами и различного рода натуральными шумовыми эффектами (например, продувание горлышка пустой бутылки, скрежетами, свистом и другими различными шумами не музыкальными характера). В результате, всё сложилось в единую картину полнейшей шизофрении. Рискну предположить, что на подобного рода эксперимент, ребят из, в общем-то, обычной grindcore (околокрастовой) группы Sore Throat, подтолкнули психоделические эксперименты их предшественников из 60-70-х годов прошлого века, во всяком случае, определенные параллели со старыми кислотными командами провести можно. Не безынтересна и вторая сторона миньона, где группа очень шумно работает в стилистике близкой медленному crust/hard core, демонстрируя свое умение качественно исполнять и более конкретную музыку.

Примерно в то же самое время, в другой части планеты -- в американском городе Бостон, появилась команда, чье название вот уже почти 20 лет является практически синонимом термину "noisecore". Это -- Anal Cunt, группа, которую также трудно назвать "быстрым шумным грайнд кором", особенно когда речь идёт о ранних релизах этой команды. Необходимо уточнить, что для grindcore характерна музыкальная структура, которая хотя зачастую и примитивна, но она есть.

В "музыке" же ранних Anal Cunt никакой музыкальной структуры нет. Демо-ленты 88 SONG E.P., 5643 SONG EP и другие записи группы того периода (от 1987 года и по 1993) представляют собой по большей части абсолютно хаотическую мешанину и крошево из бессистемных гитарных звуков, примоченного визжащее-рычащего экспрессивного вокала и барабанов, практически всегда практикующих такой прием как "бласт-бит". Если сравнивать с изобразительным искусством, то, пожалуй, наиболее близким такой музыке будет понятие "абстракционизм".


"АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractio -- удаление, отвлечение) -- беспредметное, нефигуративное искусство -- форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами."


Лишь изредка весь этот хаос и беспредел скатывается к структурированным моментам, которые могут быть сыграны как обычный grind, либо нарочито попсовый punk.

В дальнейшем Anal Cunt начали исполнять более конкретную и продуманную музыку и их стиль можно охарактеризовать как grindnoise и даже grindpunk, лишь временами слетающий в бессистемный и хаотический noisecore. Кроме всего прочего, Anal Cunt интересны еще и тем, что любили замедлять свой noisecore/noisegrind, в результате чего на свет была произведена одна из форм так называемого sludgecore, в случае с Anal Cunt можно говорить о нойзкоровом sludgecore, характеризующимся крайне медленным темпом, предельным уровнем грязи в гитарном звуке, крайней степенью экспрессивности и агрессивности.

Не только Аnal Cunt со временем стали отходить от pure noisecore в сторону grind, такая участь постигла и другие группы. Показательным примером, является немецкая команда Wismars Bart Inferno (W.B.I.), выпустившей в 1991 году совершенно потрясающий EP "So!.. Das Haste Nu'Davon" (на cплите с Necrophiliacs), который можно назвать каноном жесткого, хаотичного и ультимативного, но в тоже время мелодичного и музыкального (!!!) noisecore/grindnoise. Однако уже на следующем релизе "Arschbombe Des Monat's!" (1993), W.B.I. отошли от pure noisecore, превратившись в шумный вариант развеселого grindpunk (noise funcore). В 1995 году W.B.I. развалились, но главные музыканты этой формации ныне играют в powerviolence команде Flachenbrand, известной по сплиту с теми же Anal Cunt.

Однако, подавляющее большинство коллег W.B.I. по сцене, были далеко не столь успешны и не смогли оставить за собой ничего, кроме нескольких раритетных кассет и обрывочных воспоминаний не многочисленных фанатов. Noisecore группы банально прекращали своё существование, реализовав за свой короткий век одну-две записи, некоторые же не оставляли и этого. Да и были ли это группы, в традиционном понимании этого слова?

Тем не менее, распались все же не все. Некоторое число noisecore команд остались и продолжали экспериментировать со звуком, шумом и формой, со временем некоторые из них совершили дрейф от первоначальной "грайндкоровости". Довольно необычные формы встречались на сцене уже в те годы, в начале 90-х (время взрыва интереса к noisecore), причем частично все это можно даже попытаться классифицировать.

Так, некоторые группы могут быть близки, так называемому raw black-metal, примером тому, немецкая команда Satanic Death, подарившая миру прекрасный материал под названием "Innaccoessible Malversation Of The Deceased" (1991 год, реализован на сплите с Audiostench). Запись является примером первоклассного noisecore с полным отказом от гармонической структуры, отсутствием барабанных партий и черной идеологией "на закуску". Звучит очень злобно и "атмосферно". Вообще, определенная близость noisecore и raw black сцен заслуживает упоминания, тем более что для самого black metal характерны приёмы игры близкие к punk/hardcore. К слову, на андеграундной black сцене иной раз тоже можно встретить группы довольно интересные для поклонников noise core. Из наиболее известных, имеет смысл порекомендовать первое демо Emperor "Wrath of the Tyrant" (1991), а из менее мейнстримовых команд, стоит обратить внимание на такие группы как Aska, Funeral Winds, Blodulv и др. Конечно, это далеко не noisecore и звучит очень структурно, с присущим для металлистов идиотским многократным повторением одних и тех же частей композиции, но, тем не менее, обратить внимание на эти группы можно.

Однако вернемся непосредственно к noisecore и его трансмутациям.

Noisecore вполне может принимать форму близкую к ambient, что в принципе вообще характерно для noise в индустриальном смысле этого понятия. Здесь необходимо выделить такие американские проекты как The Earwigs и Enbilulugugal (вторые имеют еще и явные блек-инфлюенции). Музыка подобных групп также далека от grindcore и grindnoise, как далеки от них индустриальные формы шумовой музыки, например harsh noise или power electronics. Зачастую тут отсутствуют не только такие атрибуты core-музыки как ударные, но и гитары, и вокал.

Стоит еще выделить одну странную форму pure noise core. Речь идет о таких группах как Invader From Mars, Z.O.O., Doors. Invader From Mars создают свой шум путем минималистичного постукивания предметов и потирания бутылок, Z.O.O. -- использование звука животных, Doors - cкрипы и стуки дверей. Совершенно очевидно, что такого рода музыка имеет очень отдаленное отношение к grindcore и этот пример, как и другие, выше обозначенные, указывают на то, что pure noisecore в своих крайних проявлениях очень серьезно отдаляется от своего ядра (core) и стремится в сторону чистого шума.

Другие формы noisecore мы раскроем ниже, когда займемся анализом региональных и современной сцен.

Резюме:

"Чистый noisecore" является полноправным субжанром единого понятия NOISECORE, и характеризуются, прежде всего, осмысленным отказом исполнителей от музыкальной структуры, а также максимально возможным экстремистским звучанием, вызывающим у слушателя чувство дискомфорта. Данная музыка возникла на hardcore/grindcore сценах, однако с течением времени некоторые исполнители утратили музыкальную связь с данными направлениями, переходя в области не имеющими отношения к какому-либо виду "core" и отдельных исполнителей можно рассматривать уже как представителей не столько "core", сколько шумовой сцены. Группы, исполняющие pure noisecore -- редкость, так как большая часть их быстро распадается в безвестности, а другие начинают исполнять более структурную музыку, поэтому в дискографиях даже центральных исполнителей "чистым noisecore" являются отнюдь не все релизы.


ЛОКАЛИЗАЦИЯ NOISECORE

Noisecore довольно широко распространен по миру, ведь punk, hardcore и grindcore, которые его породили, любят во всех уголках земного шара, а где есть прямые родители, там есть и noisecore. Тем не менее, существует целый ряд выдающихся национальных сцен, по большей части, это те же страны, что имеют мощные hardcore движения.

ГЕРМАНИЯ

Одной из основополагающих и влиятельных по сей день нойзкор-сцен, на мировой арене, является немецкая. Именно, немцы одними из первых (не исключено что первыми) заиграли pure noisecore, а не ужесточенный и зашумленный hardcore или подвального качества grindnoise. Нет, здесь все предельно серьезно, и к 1990 году, в Германии уже сформировался костяк нойзкоровых банд, определяющих и занимающих первые позиции по всему миру, в плане экстрима и новаторства. Первые же всходы, абсолютно шумовой музыки, зародились в Германии, в далеком 1987, когда группа Tumor выпустила свое первое демо. На ней содержался именно первородный материал - то, что впоследствии станет классическим немецким noisecore. Далее, пошел процесс брутализации и экстримализации - Tumor, Anal Fist, B.G.T. выпускают свои работы в свет, и это уже эталон нойзкора. Заметим, что на дворе стоял всего лишь 1989 год, еще многие грайндовые группы, не успели толком оформиться и реализовать свое творчество в виде лучших альбомов, а тут уже такое мощное движение в смежном, условно, стиле музыки. Чуть позже, в начале и середине 90-х, стали появляться многочисленные нойзкор-банды, и стиль приобрел какие-то очертания и формы, намного более явные, чем в конце 80-х. Здесь, стоит также упомянуть, что сравнительная популярность в кругах музыкантов (хотя это слово для данного стиля музыки, наверное, неприемлемо) noisecore, и шумовых экспериментов на грайндово-хардкоровой основе, обуславливалась еще и тем, что сам grindcore находился в то время на пике популярности. Итак, немецкая noisecore/grindnoise сцена подарила миру в 90-х годах, такие группы как Satanic Death, W.B.I., Anal Massaker, Cancerous Abscess и многие другие. Немецкий pure noisecore это или системная музыка, с четким битом, но полнейшим звуковым (в частности гитарным) хаосом, или же полностью бессистемное и хаотичное звукоизвлечение, образующее полнейшую какофонию. К первому типу групп можно смело отнести Anal Fist, W.B.I. и Tumor, ко второму -- Satanic Death и Сancerous Abscess.

ЯПОНИЯ

"Я очень люблю японцев. Как говорил покойный Михаил Степанович, площадь тела у среднего японца в два с половиной раза больше, чем у среднего размера кролика. Но это не мешает им быть чудеснейшими людьми, прости Господи мои прегрешения! И с музыкой у них все в порядке. Один только японский "шумовой террор" чего стоит. Хотя бы Masonna или Gerogerigegege. Мало того, что они своими маленькими лапками скребут гитары так, что мороз по коже продирает, они еще ухитряются в это же время дрочить. В общем, авангард и эксперимент." © С. Курёхин.

Как это обычно и бывает, японская сцена удивляет безграничным разнообразием, отказом от любых стереотипов и совершенно уникальными командами, которых вы не найдете нигде в мире. Особенностью японской noisecore сцены является крайняя степень (даже для noisecore!) экстремальности, как в звучании, так и в имидже музыкантов, текстах, манифестах (например, проповедуются сексуальные извращения). Группы зачастую сочетают в себе как элементы собственно noisecore, так и элементы японского варианта harsh noise (japanese noise), то есть часто занимают пограничное положение между индустриальным и "коровым" видом нойза.

Примеров такого рода команд множество, обозначим самые известные и интересные имена.

Gerogerigegege -- копро/гомосексуалистический(?) проект человека под именем Juntaro Yamanouchi, знаменуется тем, что на некоторых альбомах он играть чистый noise, на некоторых noisecore, а кое-где вообще отказывается от музыкальных инструментов и порождает на свет божий совершенно невообразимые формы. Ямонуши довольно плодовитый человек и известен приличным числом весьма разнообразных записей, в целом же его музыку и концепт можно охарактеризовать его же словами: "Fuck compose, Fuck melody, Dedicated to no one, Thanks to no one, ART IS OVER".

Masonna (M.A.S.O.N.N.A., standing for either Mademoiselle Anne Sanglante Ou Notre Nymphomanie Auréolé -- French, meaning in English 'Miss Bloody Anne, Or Our Aureoled Nymphomania') -- проект Yamazaki Maso, стартовавший в 1987 году, очень интересно сочетает в себе noisecore и j-noise, который по качеству вполне может конкурировать с Merzbow. Кстати, с ними, они выпускали сплит. Иногда Masonna позиционируется как чистый j-noise проект, однако это не соответствует действительности, и более верным будет говорить о пограничном положении между этими двумя шумовыми течениями.

Gore Beyond Necropsy (G.B.N.) -- после ухода лидера группы Hironori, команда перестала быть интересной, скатившись в какой то банальный металлизированный gore, однако наибольшую известность G.B.N. получила когда исполняла очень брутальный вариант noise core, с характерным j-noise/industrial звучанием. Не даром группа в свое время также реализовала совместный материал с лидерами j-noise сцены Merzbow.

Nikudorei -- тоже довольно известная команда, сочетающая в своей музыке просто убийственный j-noise и noisecore, структура отсутствует как понятие, саунд крайне агрессивен, брутален и бесчеловечен. Причины столь безумного звучания Nikudorei, лежат на поверхности - у их лидера есть основной harshnoise проект Facialmess, но иногда он в компании друзей любит помузицировать в стилистике близкой noisecore. Местами это звучит как типичный j-noise, только с вокальными партиями, а иногда очень похоже на G.B.N. Группа известна многочисленными живыми выступлениями и совместными работами с Anal Massaker, Spacegrinder, D.I.E., G.B.N. и другими известными noisecore/noisegrind проектами.

Необходимо учитывать тот факт, что японская шумовая музыка явление в целом уникальное и не очень хорошо изученное, поэтому на этой сцене могут быть обнаружены самые замысловатые и неожиданные сочетания. Тем более, что сцена живет, проводятся концерты, идет обмен записями, в короткое время рождаются и умирают множество проектов.

Здесь стоит пометить, что harsh/noisecore есть не только исключительно японское явление. Те же 7MON и CSMD работали в этой области, поэтому не стоит удивляться, если такого рода сочетание двух шумовых стилистик вам встретится не у японских команд. Другое дело, что именно в Японии harsh/noisecore наиболее распространен и разнообразен по формам.

Кроме сочетания noisecore и j-noise, у японцев, можно встретить необычные команды и другого плана. Например, очень интересными группами являются Final Exit, играющая noisecore с периодическими заездами в поп-панк, и еще более попсовая и даже довольно мейнстримовая No!se Popinnsky, с имиджем гламурных мальчиков, исполняющих музыку для гламурных девочек.

Не отстают в Японии и области "обычного" (по общемировым меркам) noisecore/noise grindcore в различных его вариациях и конечно надо обозначить такие имена как, уже упоминавшиеся S.O.B., D.I.E., а также крастовый Gloom, гор-грайндовый Basket of Death, показательный pure noisecore проект OPS-PSF, более грайндовые Warstate, Conginetal Haemorroids, лидер последнего содержит еще и собственный лейбл Bloodbath Records, на котором издает весьма широкий ассортимент grind/noise/brutal.

Близки к этой сцене и такие команды как Zeni Geva и Boredoms, однако их все же стоит упоминать в несколько другом контексте.

США

Американская сцена очень вместительна, разнообразна, диверсифицирована территориально, и в плане noisecore, достойна упоминания, хотя бы из-за Anal Cunt. Однако это далеко не единственная мощная нойзкор-команда из этой страны. Можно перечислить десятки команд из Америки в этом жанре, я же ограничусь такими именами как Minch, Intestinal Disgorge, Anal Gore Terror, The Earwigs, Enbilulugugal. Почти все эти группы уже фигурировали в тексте статьи, поэтому достаточно лишь их упоминания. Отдельно необходимо сказать о такой популярной группе как noise-порноголики Meat Shits. Трудно объяснить причину такой известности, в общем-то, довольно заурядной команды, но факт остается фактом -- Meat Shits популярны далеко за пределами, как США, так и noisecore сцены вообще. Меж тем, их музыка редко представляет настоящий интерес, хотя если убрать, или хотя бы уменьшить, объем порнографических кино-сэмплов, занимающих порой до 2/3 "музыкальных произведений" Meat Shits, можно говорить о, временами встречающимся, pure noisecore приличного уровня. Совершенно не потребно стали звучать позднейшие альбомы Meat Shits, в которых они стали уходить в области металлической музыки, что, конечно, является полнейшим позором.

Еще одна интересная команда, заслуживающая упоминания, это -- Nuclear Death. Однако, и здесь надо подходить весьма избирательно к творчеству и прежде всего стоит порекомендовать великолепное EP 1992 года For Our Dead, на котором группа представила совершенно убойный вариант brutal gore noisegrind, с диссонасно-антимелодической и очень шумной музыкой и потрясающим по силе женским вокалом Lori Bravo. Более ранние альбомы группы, к noise core практически не имеют отношения, однако как grind-акт, группа тоже очень интересна и самобытна. Позднейший же материал демонстрирует, что группа перешла к совершенно иной музыке, более близкой к синтетике и электронике, кстати, тоже весьма необычной.

Совершенно необходимо отметить, что американская hardcore сцена является одной из старейших в мире, соответственно на ней можно встретить малоизвестные команды, которые еще в начале 80-х играли очень своеобразные формы hardcore. Можно упомянуть в этой связи, такую группу как Blight, которая в 1982 году записала очень странный материал, с грязным, сырым звуком. Но, его скорее можно отнести не столько к noise hardcore, сколько к первородному sludgecore (так как, музыка довольно медленная и грувовая), хотя надо сделать допущение на определенную близость этих направлений. С другой стороны, группы "типа" Blight (а также Flipper, Black Flag и т.п.) представляют интерес, для исследования другого типа noisecore, так называемого noisecore2, речь о котором пойдет во второй части статьи.

ШВЕЦИЯ

Разновидность grindnoise/noisecore из Швеции именуется просто -- brutal noise. Шведские шумовые команды, всегда играли весьма самобытную смесь из grind, noise и часто gore. Наиболее известными командами, являются прежде всего Regurgitate и Brain Damage. Последняя - сайд-проект одного из участников Regurgitate. Если первые эксплуатируют noisecore как добавочный элемент своим grind зарисовкам, то Brain Damage играют чистый noisecore, с совершенно шизофреничным звуком и общей какофонией инструментов. Стоит также добавить, что типичными представителями шведского brutal noise является группа Arsedestroyer, использующая те же gore-отрыжки, вкупе с хаотичным noisecore. В целом, шведская школа, не изобилует множеством имён, беря больше качественным уровнем команд, играющих "музыку" в весьма ультимативном и жестком ключе.

КАНАДА

Канада, страна, в которой не было столь явного и объемлющего нойзкор-движения, как, скажем в Германии, или в США. Да и творили свои шумовые эксперименты, практически одна группа музыкантов, у которых была куча сайд-проэктов. Речь идет, об одной из самых лучших и легендарных групп в стиле noisecore, Deche-Charge. Они и породили канадскую шумовую сцену, одновременно являясь ее лидерами на протяжении вот уже более чем двадцати лет. Зародилось движение в конце 80-х, как водится, на волне популярности, набирающего обороты стиля grind. По началу, Dech-Charge не брезговали и металлическими риффами, однако к середине 90-х, их музыка стала представлять собой чистейший noisecore, тот каким он должен быть в понимании каждого поклонника этого безумного стиля музыки. Посплитовав практически со всеми знаменитыми и уважаемыми коллективами в стилистиках grindcore, grindnoise и noisecore, а также выпустив громадное количество разнообразнейшего материала, Deche-Charge, будучи флагманом и гордостью канадской и всемирной нойзкор-сцены, на время отошли от дел, а участники этой замечательной и антимузыкальной формации, создали два сайд-проекта, также полностью отвечающих стандартам шумовых изысков Deche-Charge. Это Anal Jackson, и более известная группа Clitoris Traffiker. Эти группы, посредством своего творчества продолжили генеральную идею, заложенную в музицированиях не только Deche-Charge, но и таких титанов от шума как Anal Cunt, Minch и ранних W.B.I.

Характеризует канадский noisecore, прежде всего исчезающее качество записи, полнейшая какофония звуков, обильное использование драм-машины, и юмористические тексты.

БРАЗИЛИЯ

Трудно точно сказать, какая группа первой исполнила музыку в стиле близкую noisecore, но то, что бразильская Brigada do Odio была одной из самых первых -- это точно. Команда в 1983 (по другим данным в 1982) году реализовала 12-ти минутный self-titled альбом на 28 песен, представляющих собой ни что иное, как высокоскоростной и очень шумовой hardcore. Совершенно удивительно, как они докатились до такого в начале 80-х. И хотя в мире тогда уже были весьма скоростные punk/hardcore команды (Shitlikers, Anti-Cimex), но Brigada do Odio и быстрее, и шумнее.

Совершенно не удивительно, что у Brigada do Odio появились последователи. К ним надо отнести такие группы как Noise, Mayhem Decay Cudgel, Masher и Industrial Holocaust. Музыка этих групп, представляет собой grind интерпретацию noisecore, с элементами первородного хардкора и абсолютного шума. Вообще, бразильская noisecore-сцена насчитывает десятки и сотни разных коллективов, среди которых попадаются и истинные шедевры шумового искусства. Характерные признаком более поздней бразильской сцены является чистый noise, иногда с грайндовыми или просто хардкоровыми элементами. Тексты политизированы, а музыка является настолько антимелодичной, что передать словами трудно. Движение noisecore в Бразилии особенно набрало обороты в середине 90-х годов, когда множество всем известных, так и ранее никому неизвестных групп, навыпускали кучу демо-лент, сплитов друг с другом и прочего малослушабельного материала. Далее движение несколько ослабло, и сейчас остались в строю лишь единицы, из тех групп, что существовали раньше.

РОССИЯ И СТРАНЫ БЫВШЕГО СССР

Удивительно, что на территории такой закрытой до конца 80-х годов, страны, фактически оторванной от мировой андеграундной культуры, тоже были и есть, команды в той, или иной степени близкие к noisecore. Только надо отметить тот факт, что если для ранней hardcore/grindcore сцен во всем мире, характерно довольно низкое качество звука, а потому "шумовые эффекты" возникали сами собой, то для команд из бывшего СССР тоже самое характерно в двойне, в тройне, в четверне, и в пятерне. Так что, далеко не весь "русский" hardcore, звучащий грязно и шумно стоит относить в категорию noise, иначе так можно будет говорить, что подавляющее большинство экс-советского punk, это в той или иной степени noisecore.

Кроме этого, еще стоит вспомнить полнейшую разрозненность отечественного андеграунда, очень низкий уровень независимой дистрибьюции и колоссальные географические расстояния, что бы понять насколько сложно ориентироваться в советских командах такого типа.

Откровенно признаю, что я мало слышал групп, играющий отечественный noisecore/grindnoise, поэтому приходиться полагаться во многом стороннему мнению, хотя и людей, которым можно доверять.

Не в праве давать расширенные характеристики, я просто перечислю наиболее заметные команды, очевидно имеющие отношение к [около]noisecore: Pichismo (г. Цурюпинск, Украина), Klingo (г. Херсон, Украина), известные тем, что писали тексты на эсперанто.

Pichismo наиболее известны и плодовиты и издавалась на экзотическом французком лейбле Darbouka Rec., специализирующемся на punk/hc/gc/ командах поющих на эсперанто, и сплитом с популярным японским mince-core коллективом Unholy Grave. Группа балансирует между крайне шумовым crust core и pure noisecore, интерес представляют практически все релизы команды.

Greenstench -- калининградская команда, по слухам тоже играла довольно мощный noisecore, судя по всему чистого образца.

Disphagia -- группа из г. Советск, Кировской области, уже в 1993 году играли прекрасный образец отечественного noisecore с явным влиянием таких групп как Anal Cunt, The Earwigs, Minch. Ныне лидер этой группы возглавляет шумовой лейбл SOI (Spirals of Involution).

Schizophrenia -- группа из г. Ангарск, Иркутской области, образована в 1994 году, и в том же году в подвале строящегося развлекательного комплекса сделала несколько импровизационных перфомансов, с использованием разных строительных материалов (листы железа, арматурные пруты, бочки), электрической гитары и вокалов. Все это было запечатлено на кассету и выпущено в виде демо Memoirs of Dr.Psycho. В конце того же 1994 года, в детском садике "Багульник" группа записала и успешно реализовала демо Move A Bowel, отличавшееся прогрессивным подходом, так как были использованы разные детские инструменты (гуселки, дудочки, гармошки, треугольнички, бубен), а также гитара, пианино и вокалы. Демо получило хождение на локальном уровне, и как ни странно, пользовалось даже определенной популярностью.

В 1995 году Schizophrenia продолжает истязать окружающих и записывает в домашних условиях демо Anaesthetic, с более брутальным шумовым саундом, но и более конкретными с музыкальной точки зрения песнями. Летом того же года, в группу вливается новый музыкант, и команда практически отказывается от noisecore, переходя в области более стандартной музыки. Записав в конце года демо Involuntary Vomit, команда прекращает свою деятельность на несколько лет. Музыку Schizophrenia образца 1994-1995 годов можно охарактеризовать как стопроцентный pure noisecore, который можно соотнести с такими актами как W.B.I., Minch, Deche-Charge, Anal Fist, ранний Anal Cunt.

В 2001 году, после пятилетнего творческого простоя, команда возродилась в виде cyber noisecore акта и реализовала демо Encephalopatia (на сплите со своими друзьями из кемеровской black/death команды Bestia). Демо получило хождение и, не смотря, на смешной компьютерный звук, имело в целом позитивные оценки. В 2004 году, Schizophrenia реализовала еще одно noisecore демо -- In Formalin Solution, по сути являющееся более качественным и злым продолжением предыдущей работы. Звук стал заметно качественнее и агрессивней, команда вернулась к использованию живой гитары, в запись также были включены многочисленные сэмплы и полевые записи. Параллельно, Schizophrenia вела работу над более индустриальным альбомом Megapops, которая была окончена к 2005 году. В настоящее время, команда вновь отошла от noisecore и перешла к живой и куда как более конкретной музыке (grindpunk).

Pussy Grinder - команда из столицы Украины, г. Киева. Основной стилистикой их музыки является в большей степени gore grind, в контексте Impetigo, однако довольно не редко, ребята скатываются в области noisecore в лучших традициях Anal Cunt. Более того, музыканты иногда специально занимаются noisecore творчеством в рамках своего проекта, микшируя и мастерируя шумовой звук. Группа на данный момент реализовала два демо "Клубничка" (2004) и "Хрюкота" (2005), которые на мой взгляд вывели квартет в элиту мирового gore grind. Отдельного упоминания заслуживают живые выступления Pussy Grinder, всегда превращающиеся в яркое дегенератское шоу.

Как видно из выше написанного, в бывшем СССР не равнодушные к noisecore ребята встречались и встречаются до сих пор. Уверен, это лишь не большая частичка команд и проектов, поэтому приглашаю всех заинтересованных людей к сотрудничеству, для дополнения этого списка, так что любая информация, а уж тем более музыкальные записи приветствуются.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Noisecore -- это музыкальное явление, в котором наверное нет рамок и ограничений, либо эти рамки очень широки. Noisecore органично может соединяться с довольно разной музыкой, а уж встретить его отдельные элементы можно порой в самых неожиданных местах.

Так, с приходом в повседневную жизнь доступных по ценам персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения, появился такой странный конгломерат, который со временем стали называть cyber grindcore. Он быстро начал принимать разнообразные формы, в том числе и шумовые. Следует отметить, что отношение к cyber grind неоднозначное. С одной стороны, для творческих личностей персональный компьютер является отличным помощником, и имеются примеры довольно интересных синтетических и полусинтетических проектов. С другой стороны, доступность позволяет любой криворукой бестолочи, наваять совершенно не потребного дерьма (другого слова и не подберешь) и выдать его за noisecore. И хотя технический и музыкальный уровень никогда не были в этом стиле во главе угла, тем не менее, совсем уж пионерские проекты смотрятся чрезвычайно убого. К cyber grind/noisecore можно отнести множество "групп", хотя вряд ли имеет смысл упоминать их названия, ведь большинства из них наверняка уже не существует. Тем не менее, можно таки отметить: Abosraine Bogom - проект выходца из России, ныне проживающего в Израиле. Вообще это в большей степени shit/porno/gore grind, но очень шумовой. A.B. породил целый легион последователей, но по настоящему интересных из них очень мало, Anal Whore -- немецкий высокобрутальный noisecore, Dataclast -- проект из США, известный по большей части из-за того, что засветился на сплите с The Earwigs, Schizophrenia -- упомянутая выше российская группа, выпустившая два показательных альбома в стилистике cyber noisecore ("Encephalopatia" и "In Formalin Solution"), Vaginal Autopsy -- бразильский cyber noisegore формация. На этом, пожалуй, и достаточно.

Мы уже выявили некоторые тенденции в развитии noisecore, характерные для групп так называемой первой волны (1985-1993 года), с их движением в сторону от grind/hardcore. Однако и на самой hard/grind сценах происходили очень серьезные изменения, которые породили neo hard core.

В начале 90-х годов на американской сцене возникло явление "new school hardcore". К середине 90-х годов из "new school" оформились такие явления как metalcore, а также диссонансный hardcore, neogrind и ряд других новообразований.

[прим.: Речь, безусловно, не идет о современном, совершенно выродившемся, понятии metal core, не заслуживающем ни малейшего внимания, если вы конечно не девочка-поссыкуха или грустный депрессивный тинейджер с внешностью emo-kid]

В музыке таких команд как Dragbody, Deadguy, Jesuit, Bloodlet, Anodyne, Harkonen можно встретить не просто элементы шумового саунда, но заезды в довольно бесструктурные области, которые можно с некоторым допущением назвать noisecore. Еще больше подобного рода моментов встречается у команд, которые работают в ключе диссонансного hard core (As the Sun Sets/Daughters, The Locust), техничного mathmetal core (Converge, The Dillinger Escape Plane, Botch) в которых сама музыка предполагает зачастую частые изменения формы и ритмической структуры. И уж совсем постоянным спутником, в той или иной форме, noisecore является у команд близких термину neogrind. Здесь необходимо отметить, с некоторыми допущениями, такие группы как, Enemy Soil, Pig Destroyer, Suppression, Creation Is Crucifixion, Discordance Axis, Asterisk, Benumb, Curse Of The Golden Vampire, позднюю Drogheda и другие команды. Эта же сцена порождает и более смелые эксперименты с noisecore. Примером такого рода является команда Agoraphobic Nosebleed, реализовавшая в 2003 году альбом Altered States of America, который можно назвать современным прочтением нойзкорового творчества Sore Throat и сочетающий в себе высокотехничный neogrind, noisecore и powernoise, фактически можно заявить о таком явлении как neo noisecore.

Говорить об окончательном формировании такого подстиля noisecore будет преждевременным, однако тенденции имеют место быть, и движение в сторону музыки, сочетающей в себе высокотехничный современный grind и различные шумовые формы наверняка будут продолжены. Кроме того, гипотетически можно предположить, что музыканты в будущем могут смелее отказываться от конкретных музыкальных форм, уходя в сторону всё более хаотичной музыки, но используя высокотехнологичные средства и приёмы, объединяя, таким образом, несовместимые на первый взгляд понятия хаоса и точного расчёта.


NOISECORE-2 (NOISEROCK, NOISEPUNK)

В ряде специальной литературы под термином "noisecore" понимают не только ту музыку, которую мы рассмотрели выше. Как уже было сказано, под словом "core" совершенно не обязательно принимать исключительно крайние, экстремальные формы hardcore (grindcore и близкие жанры), но и hardcore в более широком смысле. Поэтому, noisecore можно назвать любую музыку, с явной шумовой составляющей и имеющую punk/hc корни. В принципе, для большей части такого рода музыки имеет место быть термин "noise rock", однако в целом, noise rock подразумевает более широкий смысл (например, к noise rock также можно отнести ряд групп, которые играют в близких жанрах -- neo kraut, space rock и других подвидах психоделического рока). Имеет хождение (но, меньшее) еще и понятие "noise punk", которое, на мой взгляд, лучше отражает суть. Довольно близок noisecore-2 еще один термин -- "math rock" (хотя и с некоторыми особенностями). То есть, если вы встретите в разных источниках, что некая группа играет noisecore, noise rock, noise punk и math rock (причем все источники будут достаточно авторитетными), то можно с уверенностью говорить, что речь идет об одном и том же. С другой стороны, под math rock по большей части понимают высокотехничную, сложную музыку, так что различия проводить все-таки стоит, и термины не являются на сто процентов тождественными. Иногда, под noisecore подразумевают даже math metal типа раннего VoiVod, так что не стоит удивляться подобного рода трактовкам в некоторых источниках.

Если не углубляться в далекую историю и не вспоминать старые группы, повлиявшие на становление noisecore/noise rock (а сюда можно отнести с той или иной долей вероятности The Velvet Undeground, Stooges, самые разные "free jazz" группы, исполнителей из направления RIO, kraut rock, в определенной мере и industrial и post industrial), то, прежде всего, стоит обратить внимание на следующих героев американского punk/hc начала восьмидесятых -- Swans, Sonic Youth, Big Black, Flipper, Black Flag и Melvins. Их влияние на сцену было значительным, они породили сотни последователей и те или иные элементы их музыки, звучания можно встретить очень часто у порой совершенно разных команд.

Swans, интересен, на мой взгляд, по большей частью своими ранними альбомами, среди которых центральное место занимает "Filth" (1983 года). Этот альбом представляет собой искореженную массивную конструкцию с четкой и яростной ритмической линией, обезображенной хаотическими сбивками, переходящими в иногда тотальный хаос и анархию (для этого было использовано два барабанщика одновременно).

Ритм дополнен двойными громыхающими басами, подобными гидравлическим молоту и прессу. На фоне такой ритм-секции работают гитары, которые наваливают массив искореженного звука, шумов, лязгов, скрежета. Добавьте сюда очень странный мелодизм, с обыгрыванием мелодии на протяжении всего трека и постепенным обрастанием ее к концу еще большим числом шумов и звуков и убийственный вокал, и вы получите полную картину форменного шизофренического издевательства над слушателями посредством истязательств музыкальных инструментов. "Filth" полностью оправдывал свое название и повлиял на гигантское количество исполнителей. В его связи необходимо отметить то, что ныне зовется sludgecore (например, линейка Neurosis/Isis или тот же Khanate), "metal" industrial (в первую очередь Godflesh, Cable Regime, Sonic Violence, Fudge Tunnel, Halo), grindcore (Napalm Death в первую очередь). Влияние "Filth" ощущается до сих пор, уже косвенное, через те проекты, которые возникли под его воздействием. Дальнейшие альбомы Swans (например, "Greed"/"Holy Money") закрепили за группой статус одной из ведущих на сцене, хотя команда к началу 90-х довольно радикально сменила стиль и двинулась в сторону мейнстрима. Тем не менее, в завершение своей деятельности, группа реализовала отличный двойник "Soundtracks For The Blind", после чего, к сожалению, распалась.

Sonic Youth была образована примерно в же время, что и Swans, но радует своим творчеством до сих пор. Их музыка представляла (и по большей части представляет до сих пор) собой на первый взгляд довольно простой "двухаккордовый" punk/hc, однако ценна уникальной "неправильной" мелодикой и интереснейшими шумовыми гитарными экспериментами и во многом базируется на экспериментальной ветви панка -- "no wave", с отказом от музыкальности в сторону шума и нагромождения различных звуков. Ранние альбомы команды (Bad Moon Rising, EVOL, Sister), безусловно, очень хороши, однако и по сей день Sonic Youth выпускает довольно странные работы, хотя и конечно куда как более доступные и мейнстримовые. Самым интересным моментом музыки Sonic Youth являются психоделические гитарно-шумовые эксперименты. Постоянные диссонирующие, резонирующие звуки, меняющаяся настройка гитар, формируют картину шумовых коллажей, близких к пульсирующему ambient/drone, удачно вплетенному в канву punk/hc музыки. Sonic Youth оказали большое влияние на примерно тот же спектр групп, что и Swans, хотя на мой взгляд их влияние даже шире, и его можно встретить и у индустриально-хардкорового Blood From The Soul с одной стороны, у эмо-пост-панковой Fugazi с другой, и наконец у гранжеров с третьей.

The Melvins, начинавшие с punk/hc, но испытывая большое влияние на свою музыку Black Sabbath, в начале 80-х выдавали очень грязно звучащие и мрачные работы. Активно находясь на американской punk/hc сцене, команда училась у таких групп как Flipper, Buttlehole Surfers и сама влияла на множество более молодых исполнителей. Роль The Melvins в формировании гранжа общеизвестна, но необходимо еще отметить очень существенное влияние на волну stoner rock и sludge core команд. Группа никогда не была чужда экспериментов, и имеет в своей истории совместную работу с таким известным на индустриальной сцене исполнителем как Lustmord, а так же прямое отношение к проекту Fantomas.

В контексте Big Black речь надо вести не столько о самой группе, безусловно очень интересной и влиятельной на шумовой сцене, сколько о ее основателе и идейном вдохновителе - Стиве Альбини (родился 22.07.62 в Пасадене, штат Калифорния). Альбини играл в составе групп Big Black, Rapeman и по сей день участник Shellac. Также, он основатель и владелец компании Electrical Audio, которая управляет двумя студиями в Чикаго.

В 1982 году Стив Альбини основал Big Black с Jeff Pizzati (Naked Raygun) и Santiago Durango, присоединившимся несколько позднее. Трио в компании драм машины Roland, которую аккредитовали, как "Roland" издали три Ep . Позже в группу пришёл Dave Riley с которым были записаны два редких альбома Atomizer (1986) и Songs about Fucking (1987). Будучи под сильным влиянием PiL и Killing Joke , Wire и Gang of Four, Big Black получили репутацию за конфронтацию сарказм и неотшлифованность. Группа распалась в 1986 году накануне издания второго альбома. В дальнейшем Альбини играл в группе с провокационным названием Rapeman, а с 1992 года и по сей день в группе Shellac, представляющей собой замедленную копию Big Black.

Стив Альбини заметен, прежде всего, как музыкальный продюсер, хотя он и не любит этот термин и предпочитает, чтобы его называли звукоинженер. (Если звукозаписывающая компания настаивает, то Альбини себя комфортнее чувствует вообще без всякого титула.) В противоположность общей практике Альбини не получает авторские отчисления с каждого проданного экземпляра, того что он сводит или записывает. Он берёт только плату за помещение, если запись проходит у него в доме на его оборудовании, и соответственно, если запись проходит в другом месте, то его услуги оплачиваются по скользящей шкале. По мнению Альбини становление продюсера во главе процесса записи чревато тем, что продюсер будет постоянно держать под своим контролем всю работу, в то время как от звукоинженера просто требуется максимально качественно и профессионально снять звук группы. В 2004 году Альбини сформулировал своё мнение касательно музыкальных продюсеров:

"Меня всегда оскорбляло то, что когда я бывал на студии и звукорежиссер или исполнительный продюсер во время сессии начинал главенствовать над группой. Это всегда было ужасным оскорблением для меня. Группа платит деньги за привилегию находиться и записываться на студии и это нормально, что когда ты платишь, деньги то сам решаешь, как это должно быть сделано. Так что у меня сложилось мнение ещё до того как я начал профессионально записывать, что так работать я не буду." ©

В любом случае, альбомы, записанные Альбини, носят отличительную черту в звуке. Michael Azerrad описывал работу Альбини над альбомом PIXIES -Surfer Rosa-, но это описание в равной степени относятся ко всем его достижениям. "Запись была одновременно очень проста и в то же время выверенная. Альбини использовал несколько специальных эффектов, достигая агрессивного, часто яростного гитарного звука, будучи уверенным что, ритм секция звучит аналогично". Другая торговая марка Альбини -- это привычка оставлять вокал довольно незаметным в общем миксе или, во всяком случае, не таким выдающемся, как в обычной практике записи рок-музыки. Это было причиной недовольства лейбла во время записи In Utero группы NIRVANA, где каждый сможет обнаружить типичный пример в звукозаписывающей практике Альбини. Распространённая практика -- записывать каждый инструмент по отдельности в разное время и затем уже редактировать отрезки записи и сводить в единый трек. Несмотря на это, Альбини предпочитает записывать живьём настолько насколько это возможно. Музыканты выступают сразу, как группа в одном помещении, и записываются микрофонами. Альбини уделяет особую исключительную важность для выбора микрофона для достижения желаемого звука и для лучшей передачи атмосферы пространства, и других качеств.

Стив Альбини является неумолимым сторонником аналогового звука, что очевидно процитировано на задней обложке Songs About Fucking: "...будущее принадлежит верноподданным аналога. На хрен цифру". Эта цитата напечатана на всех копиях винила этого альбома.

Опубликовано также эссе Альбини под названием "Проблема с музыкой" ("The problem with music") с моральным осуждением привычного развития дел в музыкальной индустрии. В нём Альбини на наглядном примере показал, как наживается индустрия шоу-бизнеса засчёт музыкантов, выплачивая им лишь ничтожную часть дохода с их продукции. В своей статье он производит расчёт всех доходов и расходов деятельности рок-группы, связанной контрактом с важным лейблом, сопровождая его словами: "Осталось произвести несложные расчеты, чтобы понять как здорово их отымели." (Here is the math that will explain just how fucked they are).

Flipper организовался в 1978 году в Сан-Франциско. Будучи активными участниками в нарождающейся волне hardcore, команда выделялась собственным лицом. В 1982 году, группа выпустила культовый альбом Generic, на котором Flipper, существенно замедлили свой hard core, в звучании был сделан упор на ритмсекцию, а гитары искусственно придавлены на задний план, при этом их звучание было очень не стандартным -- они не столько играли, сколько производили атональный шум. Музыка явно отдавала рок-психоделикой 60-70-х годов, усугублялось все соответствующим настроением, балансирующим от психоделических нарко-зависов до мрачной безысходной депрессивности. Музыканты не постеснялись экспериментировать, как со звуком, так и с продолжительностью композиций, вводили в музыкальную палитру не профильные инструменты (типа саксофона), одним словом группа звучала крайне странно и не обычно для своего времени. На вскидку даже трудно сравнить Flipper с кем-либо, пожалуй, по гитарному звучанию можно провести параллели с Sonic Youth, однако концептуально это все же довольно разные команды. Есть некая общность с еще более андеграундными, а потому практически безвестными, Blight (их роднит и звучание и скорость).

Flipper, с современных позиций безусловно можно (и нужно!) назвать noisecore. Влияние этой группы прослеживается в самом широком спектре hardcore и post-hardcore команд, это и The Melvins и Nirvana с одной стороны, и Sonic Youth и Swans с другой, а уж для sludge core (стиля, очень близкого к теме нашей статьи) Flipper является одним из центральных божков.

Black Flag возникли в 1977 году, в Калифорнии, пройдя множественные смены состава, к началу 80-х по праву заработали культовый статус на hard core сцене. Для нас команда интересна не столько своим высоким коровяцким положением, сколько двумя альбомами - Damaged (1981) и My War (1983). Если первый альбом, по сути, является стандарным hard core, с очень выделяющимся финальным треком, сыгранным с использованием абразивного, шумового гитарного звучания, то альбом My War почти полностью выполнен в подобной мрачной шумовой тематике. Практически любая современная [около]sludgecore команда, отмечает влияние Black Flag на собственную музыку.

Безусловно, эксперименты вышеперечисленных команд не остались без внимания. Еще в конце 80-х -- начале 90-х в разных частях США стали активно формироваться и заявлять о себе такие команды Jesus Lizard, The Cows, Blind Idiot God, Man Is The Bastard, Dazzling Killmen, Oxbow, U.S. Maple чуть позже Arab on Radar, Lightning Bolt, God Is My Co-Pilot, Coughts, и множество других. В середине 90-х эта сцена столкнулась и практически объединилась с рядом авангардных hardcore/metalcore команд, прежде всего великолепными Today Is The Day, а также The Locust, As The Sun Sets, Daughters...

В результате сегодня можно погрузиться в интереснейшее творчество десятков noisecore/noise rock команд, которых отличает высокое техническое мастерство, совершенно авангардный подход к звукоизвлечению, построению композиции, привнесению в музыку множества элементов вне "коровой" музыки (джаз, амбиент, электроника, психоделический рок). Я упустил из виду громадное число названий прекрасных команд, перечислить все вряд ли представляется возможным, да и необходимым в рамках этой статьи. Могу лишь сказать, что можно рекомендовать к изучению практически все группы, находящиеся на контрактах у таких лейблов как Load Records, SkIN Graft Records, Amphetamine Reptile Records, Homestead Records, Gold Standard Laboratories, частично Ipecac Records и Relapse Records.

Далеко не только одни США могут показать миру представителей noise core-2. Традиционно очень сильна и разнообразна сцена Японии, есть прекрасные представители и европейского noisecore/noise rock.

В Японии необходимо выделить, прежде всего, такие группы как High Rise, Zeni Geva, The Space Streakings, Hanatarash, Boredoms, Melt-Banana и частично сюда попадают Ruins.

Дабы не раздувать статью, остановимся лишь на некоторых наиболее известных представителях.

High Rise был образован Asahito Nanjo в самом начале 80х годов. Этот человек так же известен по проектам Mainliner и Musica Transonic прогремевшими на нео-психоделической сцене в 90х.

Нанжо в 70х играл в своей собственной punk rock группе Red Alert, и временами поигрывал басистом в free jazz/rock командах. В одной из таких групп, а именно Kosokuya он и познакомился с Munehiro Narita, который позже стал постоянным участником High Rise. С дебютным альбомом Psychedelic Speed Freaks (1984 года) связан анекдотический случай. Инженер-звукотехник на копировальной фабрике решил, что запись является браком с высоким уровнем шумов, и отправил мастер кассету назад на лейбл (PSF Rec.). На самом деле, подобного рода ужасный саунд, сделан был специально, путем выкручивания ручек баланса усиления в крайнее положение. Музыка представляла собой полный шумовой беспредел, напоминающий harsh noise эксперименты Массами Акита (Merzbow). В этом беспрерывном скрежете и визгах гитарного фуза, лишь очень тренированным ушам можно уловить ритмическую структуру, собственно мелодическую линию угадать категорически, не возможно, хотя я бы отнес все это дело к крайней форме панк/блюз-рока. В дальнейшем группа очень плодовито продолжила работать в выбранном направлении, реализовав множество альбомов, которые в плане экстремальности конечно уже не идут в сравнение с дебютником, представляя собой хотя и весьма шумный, но все же довольно структурный blues/punk/psychodelia rock.

Zeni Geva. Этот ансамбль просто обречен попасть в наш список, хотя бы потому, что возглавляет его культовая для японской noise сцены личность -- KK Null (Kazuyuki Kishino). На гитаре в Zeni Geva играет еще один легендарный музыкант -- Tabata Mara (участник Boredoms).

KK Null поистине выдающийся человек, известный кроме Zeni Geva и своими великолепными сольными альбомами, в стилистике близкой индустриальному noise (harsh noise, ambient, drone). Он работал совместно с такими музыкантами как Steve Albini, John Zorn, Fred Frith, James Plotkin, Keiji Haino, Seichi Yamamoto, Otomo Yoshihide, Jon Rose, Atau Tanaka, Zbigniew Karkowski, Philip Samartzis, David Brown, принимал участие в мировых турне с Mike Patton и Sonic Youth. Одним словом KK Null живая легенда авангардной, экспериментальной музыки, многогранно талантливый музыкант.

Его проект Zeni Geva стартовал в 1987 году, и представляет собой довольно мрачный, вязкий noise rock/noisecore, переходящий временами в sludgecore. В последнее время, в рунете получил хождение термин "art-core", который также применяют к музыке Zeni Geva, однако, на мой взгляд, данный термин неудачный, ненужный и искусственный. Музыка Zeni Geva имеет совершенно отчетливый "японский шарм", заключающийся в характерном вокале и "самурайской ритмике". Гитарная работа на разных альбомах варьируется от, почти металлической четкой риффовки, до абстрактных шумовых пассажей, при этом музыка всегда имеет очень четкую ритмическую линию, которую можно даже назвать несколько монотонной и в этом аспекте соотнести с Godflesh. В музыке Zeni Geva совершенно явно прослеживается влияние Swans, Ground Zero (в честь них даже названа одна из песен), в свою очередь Zeni Geva оказала явное влияние на замечательную американскую команду Today Is The Day, и музыкально эти группы довольно близки.

Boredoms. Этот проект был основан в 1983 году в Осаке, его родителями стали вокалист Yamatsuka Eye и барабанщик Taketani, из noise rock команды Hanatarash. Вскоре к ним присоединился гитарист Tabata Mara и басист Hosoi. Данный состав не долго продержался, начались миграции музыкантов, но, не смотря на это, в конце 80-х группа реализовала несколько миньонов и дебютный альбом. Музыка Boredoms представляет собой авангардную смесь noise rock, noise core, punk/hardcore, free jazz, народной японской музыки. Все это выражено в довольно радикальной и экспрессивной манере. Команда, то играет довольно структурно и доступно, то вдруг срывается к хаотическому и довольно шумному звучанию, причем происходит это порой очень неожиданным образом. Группа навыпускала довольно много разного материала, среди которого я бы выделил "Chocolate Synthesizer" (1994 года). Лидер группы, Yamatsuka Eye является весьма креативной и популярной личностью и кроме Boredoms еще известен своими певческими экзерсисами в первых альбомах Naked City. В свете же нашего повествования необходимо упомянуть еще и коллобарацию с Sonic Youth (Sonic Youth/Yamatsuka Eye - Shit TV EP 1994), представляющую собой, образец весьма ультимативного noisecore близкого к grindnoise.

Коллектив Ruins возник на панковой сцене Японии в середине 80-х годов XX века. Бессменным лидером группы во все времена её существования являлся её основатель Tatsuya Yoshida (drums/vocals). Инструментальный фундамент самой музыки помимо ударных составлял бас. Такой, несколько необычный для punk коллектива состав, образовался совершенно случайно, когда на одну из первых репетиций не явился её гитарист и музыканты явственно увидели, что в дальнейшем вполне могут обойтись без его участия. Стартовав как post punk проект, Ruins постепенно усложняли и развивали своё звучание, привнося в музыку всё новые прогрессивные элементы из различных музыкальных жанров, но при этом оставляя неизменными её составными частями шумность, сырость звука и панковитую "неряшливость" исполнения. Наибольшее влияние на становление музыки коллектива оказали идеи Кристиана Вандера, барабанщика группы Magma и основоположника стиля zeuhl. Вместе с этим Йошида шагнул дальше и создал собственный уникальный сплав довольно противоположных, как по музыке, так и по атмосфере жанров - punk rock, noise rock с одной стороны, и progressive rock с другой.

В чём же заключается нойз-роковость музыки Ruins? В первую очередь это сам принцип звукоизвлечения, который может быть ёмко охарактеризован как - чем спонтанней, тем лучше. Вдобавок к этому работы Ruins представляют собой весьма атональную, дисгармоничную, спонтанную и мало предсказуемую в своём развитии музыку, носящую импровизационный характер. Зачастую она балансирует на грани и близка к падению в тотальный хаос. Дополнительными шумовыми элементами также являются разного рода басовые примочки, перегрузка звука и конечно же вокальные зарисовки музыкантов, основанные на использовании явно не японского языка. Все эти элементы в совокупности и составляют основу музыки Ruins, качественно выделяющейся на фоне большой массы как прогрессив, так и панк роковых коллективов.

Melt-Banana. Группа образована в 1992 году студентами токийского университета иностранных языков - вокалисткой Onuki Yasuko, (она же Yasuko O, она же Yako), гитаристом Agata Ichirou, басисткой Rika mm', и барабанщиком Toshiaki Sudoh. Вскоре ударник Sudoh покидает группу, после чего в коллективе играют разные барабанщики. Команда реализовала несколько полнометражных альбомов и большое количество миньонов и сплитов с самыми разными группами (в том числе God Is My Co-Pilot, The Locust, Discordance Axis) В 1997 они основали свой лэйбл "A-Zap", на котором были переизданы почти все альбомы группы. Группа активно гастролировала в Америке и Европе. К нескольким альбомам Melt-Banana приложили руку известный продюсер/музыкант Steve Albini (продюссировавший большое число ведущих noise rock исполнителей), а также KK.Null и John Zorn. Сами музыканты Melt-Banana называют свою музыку "поп", но к нему группа не имеет отношения, хотя музыка последних лет стала менее радикальной и тяжёлой для восприятия. В общем же стиль команды можно классифицировать как довольно скоростной hardcore/noisecore/noise rock с выделяющимся женским вокалом.

Европейская сцена не столь обширна, но и здесь можно встретить ряд необычных коллективов. Если говорить о региональных школах, то выделяют прежде всего сцены Австрии (Fetish 69, The Bug, Egotrip, Gone Bald, Sensual Love), Скандинавии (Noxagt, Ultralyd), Англии (здесь прежде всего надо выделить околоиндустриальные команды -- The Loop, Fall of Because, Godflesh, Fudge Tunnel, Blood From The Soul, а также предрасположенность британцев к shoegazer) и Германии (ранний Bohren Und Der Club of Gore, Party Diktator).

Если говорить о взаимодействии шумовой музыки и [около]hard core, то стоит выделить проекты, сочетающие в себе элементы free-jazz, grind core, noise/ambient. Здесь необходимо обозначить - Naked City (ранние альбомы), Painkiller, сольные работы Otomo Yoshihide, Bill Laswell, Yoshigaki Yasuhiro (под вывеской Soup), проект OvO, уже упомянутые Ultralyd, Ruins... Безусловно, эти команды нельзя отнести к noisecore/noiserock в чистом виде, но в своей музыке они используют элементы не структурированности, чистой импровизации.

Вплотную примыкают к noiserock такие направления как sludgecore (наиболее экстремальный и медленный вариант развития noisecore), shoegazer/dreampop (значительно более мейнстримовый и попсовый поджанр шумового уже пост-панка) и так называемый post rock (в который ныне пихают практически все подряд). В этих жанрах встречаются довольно не малое количество элементов noise rock/noisecore, sludgecore (на мой взгляд) вообще ближайший жанр, отличающийся во многом лишь скоростными параметрами и большей структурностью. Однако в целом у каждого из этих трёх стилей существуют свои отличительные черты, которые позволяют провести определенные границы.


ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ

Подводя общий итог статье, необходимо коротко остановится на двух главных вопросах:

  1. Что же такое noisecore и чем он отличен от других форм "core" и "noise" музыки?
  2. Еще раз выделить и обозначить основные формы "noisecore" и близкой к нему музыки.

Ответ на первый вопрос очевиден. Noisecore - музыка, занимающая промежуточное положение между "core" и "noise", причем в зависимости от конкретного исполнителя, та или иная составляющая может превалировать. Зачастую, можно встретить мнение, что настоящий noisecore это просто часть шумовой музыки, подвид noise (в более широком смысле), а все что более "грайндкоровое" -- это собственно подвид grindcore. Однако это предположение не верно. Да, часть чистого noisecore довольно близка именно шумовой музыке, и во многом лишена core-составляющей (тех же поздние The Earwigs, которых в принципе уже можно отнести к noise/ambient), однако это именно лишь часть обширной noisecore-семьи, во-вторых в любом случае даже такой совсем шумовой noisecore все равно формировался под влиянием grindcore/grindnoise и его эстетики, а многие исполнители играющие вроде совсем уж чистый noisecore (Z.O.O., The Doors, Snajper), все равно сохраняют в своей музыке характерные core-элементы.

Давайте еще раз коротко вспомним то, о чем мы говорили:

Grindnoise (он же noise grindcore) -- шумный grindcore, либо [около]grind: hardcore, thrashcore, fastcore и т.п. По сути дела, является подвидом grindcore и/или экстремального hardcore. Зашумленность саунда происходит по большей части из-за низкого качества исполнительского мастерства, либо из-за низкого качества записи, аппаратуры, инструментов, часто эти факторы накладываются друг на друга. Музыкально же для grindnoise характерна типичная структура grind core (и подстилей), сами музыканты не стремятся отходить от нее и со временем, с ростом технической и материальной базы, начинают играть и звучать значительно чище.

Типичные примеры: практически любой ранний grind и "пре-грайнд", например, ранние записи Carcass, Napalm Death, Extreme Noise Terror, Agathocles, S.O.B., Fear of God, Cripple Bastards. Сюда же примыкают funcore команды типа ShyShit, Purulent Excretor с одной стороны, либо goregrind составы типа Gronibard или Intestinal Disgorge с другой.

Pure noisecore -- собственно говоря, это то, что и является тем самым noisecore, как отдельным стилем музыки. Pure noisecore, характеризуется крайней степенью экстремальности звучания, зачастую отказом от музыкальной структуры и музыкальных законов, соответственно крайней хаотичностью, нарочитой не уютностью для прослушивания. При этом, необходимо различать два типа pure noisecore:

Тип А: Noisecore, имеющий явные корни в grind/hardcore, оттолкнувшийся от его принципов, структуры, инструментария, однако группы специально исполняли музыку крайне хаотично, не структурно и шумно. Если говорить схематично, то "noisecore типа А", это grindnoise стремящийся к чистому noise и хаосу.

Типичные представители: некоторые релизы 7 Minutes Of Nausea, W.B.I. "So!..Das Haste Nu'Davon", Anal Cunt -- все ранние демо и миньоны, Sore Throat "Disgrace To The Corpse of Sid", G.B.N. "Noise-A-Go-Go!", PTAO.

Тип B: Этот noisecore уже практически пришел к чистому noise, core-составляющая в нем имеет либо исчезающе малую долю, либо отсутствуют вообще. Яркими примерами являются японские исполнители, сочетающие в себе типичный j-noise и noisecore (или noisegrind), однако и в других частях света можно встретить очень необычные сочетания. В некоторых случаях, "noisecore B" можно рассматривать как одну из форм именно шумовой музыки (в "индустриальной" трактовке этого термина).

Послушать: некоторые релизы 7 Minutes Of Nausea, а также Satanic Death, Enbilulugugal, Earwigs, Z.O.O., Invader From Mars, The Doors, Snajper, No Profit, Gerogerigegege, Masonna, Nikudorei.

Наконец, в ряде источников под noisecore понимают не только сочетание "шумовой музыки" и экстремального hardcore, но сочетание около-шумовой и близкой к ней по подходу музыки (то есть с шумным, атональным, хаотичным, импровизационным, не конкретным, амелодичным и т.д звукоизвлечением) и рок музыки в более широком смысле, но на базе hardcore, punk, и их ответвлений. Здесь также существуют разнообразные формы, от образцов высокотехничной рок музыки, с исчезающим количеством шума, до очень абстрактных шумовых произведений, лишь эфемерно скрепленных рок-структурой.

Все это говорит о практической бесконечности noisecore и его форм. Совершенно очевидно, что noisecore находится на передовом краю мировой музыкальной мысли и является практически локомотивом всего нового, смелым экспериментом, которому чужды формальности и условности, придуманные для самоограничения нищих духом потребителей массового "музыкального продукта". Noisecore -- это высшее проявление свободы мысли, духа, выбор настоящих интеллектуалов и людей высокой культуры.

"Fuck compose, Fuck melody, Dedicated to no one, Thanks to no one, ART IS OVER."


noisecore.disenteria.ru: Version 1.07 (03.09.2007)

www.disenteria.ru